Виско-муфта в конструкции автомобилей

Большинство фирм в моделях с длинной базой остановили выбор на межосевом дифференциале и встроенной, чаще всего в главную передачу задних колес, виско-муфтой. Эта муфта способна перераспределять крутящий момент на ту пару ведущих колес, которая в данное время имеет наиболее уверенное сцепление с дорогой. В отличие от обычного дифференциала, способного передавать крутящий момент по принципу «да-нет», виско-муфта распределяет его плавно.

В основу работы виско-муфты заложена способность заполняющей ее силиконовой жидкости увеличивать вязкость при взаимном проскальзывании ее молекул. Два набора (по 25 — 30 штук) тонких металлических дисков связаны шлицами: один — с корпусом муфты, другой — с входящим в нее валом. Диски монтируются в герметичном корпусе через один. Когда вал, связанный с корпусом, проскальзывает относительно другого, силиконовая жидкость из-за разности относительных скоростей двух наборов дисков густеет и пропорционально росту ее вязкости увеличивается передаваемый на более медленный вал крутящий момент. Таким образом, виско-муфта выполняет не только роль распределителя по осям (точнее, парам ведущих колес) крутящего момента, но и межосевого дифференциала в блокировочном режиме.

Виско-муфта нашла широкое применение. Нередко ее монтируют в общий с одним из межколесных дифференциалов картер, хотя известны случаи, когда она работает совместно и с межосевым дифференциалом. В обоих случаях она позволяет обойтись без механизма их блокировки и отчасти помогает упростить конструкцию трансмиссии. Компания Steyr-Daimler-Puch разрабатывает полноприводные трансмиссии с виско-муфтами как для выпускаемых ею машин (Mercedes-Benz), так и для других фирм. Что касается Audi, то она считает пройденным этапом применение виско-муфт и теперь полагается на межосевые червячные дифференциалы Torsen.

Ряд фирм (Audi, Mercedes-Benz, Subaru, Porsche и др.) выпускает свои полноприводные модели с двигателями, расположенными продольно, но большинство предпочитает модификацию 4х4 на основе базовой переднеприводной конструкции (Volkswagen, Volvo, Nissan, Toyota, Honda и др.). А они в массе своей — с двигателем и коробкой передач, расположенными поперек кузова. Отсюда — неизбежное усложнение трансмиссии благодаря введению дополнительной пары конических шестерен. Такое неудобство отчасти искупается тем, что у модификации удается получить немного более короткий передний свес и увеличенный угол съезда по сравнению с машинами, имеющими «продольный» двигатель.

30.01.2018 14:42
big

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!