Рай для танкиста, ад для пехотинца

Из авиации и судостроения газовая турбина проникла в сухопутный транспорт. Как легко догадаться, раньше всех турбину оседлали военные. Чтобы понять военные преимущества газовой турбины, попробуем мысленно перенестись в танковый полк...

После успешного «танкового» дебюта стало ясно, что ГТД можно ставить и на колесный транспорт. Расчеты и стендовые испытания двигателей показывали великолепные ходовые характеристики. Вслед за танками «в атаку» на газотурбинный двигатель пошли бронетранспортеры (БТР). Турбодвижок для БТР был разработан на Горьковском автозаводе (ГАЗ), выпускавшем не только «Волги», «Чайки» и грузовики, но также кое-какую технику покрупнее. В начале 1980-х годов автору довелось участвовать в работе лаборатории автомобильных газотурбинных двигателей на ГАЗе. За 15 лет работы этой лаборатории было разработано и изготовлено несколько опытных образцов автомобильных ГТД для грузовиков.

Тех, кого интересует современное автомобильное покрытие ceramic pro 9h, рекомендуем веб-ресурс polirovkaavto.ru.

Последний из них имел мощность около 350 л.с. и был установлен под капотом «КрАЗа». Коробка передач в обычном понимании отсутствовала, ее заменял одноступенчатый планетарный редуктор между ГТД и главной передачей. Вместо рычага КПП в кабине водителя стоял рычаг управления сопловым аппаратом, что позволяло эффективно ускоряться, тормозить двигателем и плавно, без переключения передач, переходить с заднего хода на передний и наоборот. Внезапное торможение не «глушило мотор», а только останавливало вал турбины. Газовый поток при этом продолжал работать в ослабленном холостом режиме. Для продолжения движения достаточно было просто отпустить педаль тормоза (чем не коробка-автомат?). Газотурбиный двигатель позволял обходиться без механизма сцепления и значительно облегчал как трансмиссию, так и вождение.

На зимних ходовых испытаниях трехосный грузовик уверенно шел по снежной целине при глубине покрова 80-90 см. Однако, несмотря на великолепные тяговые характеристики, «Турбо-КрАЗ» плохо вряд ли годился для широкой эксплуатации. Во-первых, он шумел противным турбинным свистом, словно вертолет на взлете. Во-вторых, турбодвижок потреблял в полтора-два раза больше топлива, чем равный по мощности поршневой двигатель. В-третьих, несмотря на упрощение трансмиссии, изготовление серийного газотурбинного двигателя обходилось значительно дороже поршневого. Не успев устранить эти недостатки в рамках отведенного времени и бюджета, конструктора были вынуждены сдаться.

Турбо-КрАЗ продемонстрировал многое, что считалось невозможным, но к сожалению, не уложился в рамки технического задания по расходу топлива. После такой неудачи с грузовиком не могло быть и речи о ГТД для легкового автомобиля (что фигурировало в долгосрочных программах Минавтопрома). С началом перестройки советская программа создания автомобильного ГТД была свернута.

06.07.2015 17:49
big

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!