Газотурбинный двигатель

В целом он сконструирован симметрично относительно оси вращения турбины. Атмосферный воздух всасывается и сжимается центробежным компрессором, закрепленным на одном валу с газовой турбиной. Сжатый воздух попадает в камеру сгорания, куда через форсунку подается распыленное топливо. Форма камеры такова, что создает наилучшие условия для полного сгорания горючей смеси и оптимального направления потока раскаленных газов к рабочему колесу турбины. Крутящий момент на турбине может регулироваться как подачей горючей смеси, так и направлением потока газа, набегающего на лопатки рабочей турбины.

Для этого применяют сопловой аппарат — неподвижное кольцо с поворотными лопатками. Изменяя угол подачи газов по отношению к оси турбины, сопловой аппарат меняет не только величину крутящего момента на валу турбины, но и направление ее вращения. Вращающее усилие от рабочего колеса турбины передается через вал на компрессор и трансмиссию ходовой части. Тех, кого интересует справка о ДТП форма 154, рекомендуем веб-ресурс yuristbp.ru.

В более сложных двигателях компрессор имеет отдельный вал, приводимый в действие частью выхлопного газового потока. Скорости вращения вала ГТД составляют 500-30000 мин. Высокие температуры (около 2000°С), скорости и нагрузки на лопатки турбины требуют их прецизионного изготовления из термостойких сверхпрочных сплавов и керамики. Поэтому газотурбинный двигатель обычно стоит дороже поршневого той же мощности, хотя из-за простоты конструкции имеет преимущества по массе (на 30-70% легче), и ресурсу надежности. Это позволяет широко использовать ГТД в авиации (турбовинтовые двигатели) и судостроении (газотурбинные теплоходы). В этих отраслях используются ГТД с мощностями от 1000 л.с. для вертолета до 60000 л.с. для крейсера.

Война. Зимняя ночь. Тревога! Кто первым выбегает из казармы? Думаете, командиры? Ошибаетесь. Первыми несутся по морозу к гаражам механики-водители. Им надо быстрее завести и прогреть танковые двигатели. Время прогрева танкового двигателя на морозе является самым критичным фактором зимней боеготовности танкистов. При тридцатиградусном морозе для этого может потребоваться тридцать минут. Танк с газотурбинным двигателем, даже при сильном морозе, легко заводится и прогревается за 1-2 минуты. Именно он, а не дизельный танк, успеет уйти от нацеленной на полк ракеты. Да и тяга у турботанка при любом рельефе местности гораздо лучше. Масса танкового ГТД в 5-8 раз меньше массы дизеля равной мощности вместе с трансмиссией. Но увы — нет в мире совершенства. Наряду с достоинствами, танковый ГТД имеет два очень неприятных недостатка: огромный расход топлива и теплоизлучение.

Расход просто выходит за рамки воображения автомобилистов. С двухтонным топливным баком танк Т-80 может пройти без заправки около 300 км, что соответствует расходу… 666 л на 100 км. Многовато для четырехместной машины. Впрочем, танк — это не «Rat Cinquecento». На каждого «пассажира» тут приходится по десять тонн железа. Чтобы гнать гусеничный танк на боевых скоростях по бездорожью, нужно не менее 1200 «лошадей» полезной мощи. Кроме того, более 5000 бесполезных «лошадей» выбрасывается в атмосферу в виде тепловых потерь. Выхлоп турботанка способен растопить зимой снег и организовать временную весну на огороде в одну сотку. Жаль только, что инфракрасное изображение теплового шлейфа движущегося танка четко засекалось из космоса спугниками-шпионами. В результате, ночные марши танков потеряли былую секретность и стали видны «вероятному противнику», как на ладони. Теплоотдача ограничивала также использование турботанка в зонах жаркого климата. В жару все пехотинцы в радиусе 50 метров от турботанка превращаются в «цыплят табака». Эти обстоятельства оказались весьма неприятными и планы советского газотурбинного танкостроения были значительно сокращены.

06.07.2015 17:44
big

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!